В июле российский автопром продолжит «перестройку», а китайские бренды будут и дальше наращивать свою долю на нашем рынке, периодически решая возникающие проблемы с логистикой. Таким прогнозом поделились с «Автоновостями дня» эксперты «Открытие Авто».
Автосалон. Фото jonas / Unsplash
На зимних запасах
Вот уже три месяца подряд российский авторитейл переживает почти пятикратное снижение объемов продаж. Главные причины остаются прежними – отсутствие необходимого рынку количества товара и высокие цены, превышающие покупательную способность населения.
Рыночное регулирование параметров «спрос-цена-предложение» все это время происходило с большим опозданием. Многие дилеры искусственно продолжали растягивать зимние запасы машин с одной лишь целью – сохранить бизнес по продаже новых автомобилей на несколько лишних месяцев. Всего за первое полугодие было реализовано 370 тысяч новых машин, 277 тысяч из которых или почти три четверти было продано в первые три месяца. Главная положительная тенденция рынка лишь одна – по сравнению с «плачевными» продажами мая июнь оказался немного более «урожайным».
Китай укрепляет позиции
Похоже, что лидерство Европы и Японии на данном этапе уходит в прошлое. На место машин из этих стран приходят «китайцы». Причем для этого последним хватает текущих объемов продаж, хотя в количественном отношении продажи оказались заметно скромнее по сравнению с прошлым годом.
Так, компания Haval реализовала за полгода 11 652 машины ( 28%). При этом июнь в 2022-м (1637 а/м) нельзя назвать для марки удачным по сравнению с июнем 2021 года, когда ее дилеры продали 3509 новых машин. Однако по отношению к маю 2022-го (892 а/м) прогресс все же есть — рост аж на 84%.
Похожая ситуация и у других ведущих марок из Поднебесной. Например, Chery за минувшие полгода реализовала 11 147 а/м, ( 27% к 6 месяцам в 2021-м), но относительно мая в июне тоже есть прибавка в 36%. Geely продала в первом полугодии 7910 машин ( 16% к 6 мес. 2021 года), продемонстрировав рост продаж в июне текущего года (+13%) к маю (907 а/м). Объясняется такая ситуация не столько стабилизацией поставок, сколько снижением цен, причем дистрибьюторы китайских марок проводили его по большей части не за счет снижения РРЦ, а за счет поддержек по кредитным программам и Trade-In.
В целом положительная динамика июня относительно мая в ряде брендов могла бы давать надежду на то, что «дно» падения продаж на рынке было нащупано и дальше можно будет наблюдать поднятие с глубины. Но так ли это на самом деле?
Прогноз июля
Снижение объемов продаж на нашем рыке не прекращается с июля 2021 года — тогда было реализовано чуть больше 130 тысяч новых автомобилей. В нынешних условиях к тем объемам уже не подобраться, да и факторов, которые бы смогли повлиять на то, что Россия станет ежемесячно продавать по 40-50 тысяч машин, по-прежнему мало.
Главный положительный момент – во второй половине года спрос в авторитейле обещает стимулировать правительство – на 20,7 мрлд рублей. Деньги пойдут на льготные кредиты, лизинг, поддержку газомоторной техники и электромобилей. Это должно помочь продать порядка 80 тысяч автомобилей. Однако сколько-нибудь революционных мер на производствах пока не видно.
Прежде всего у российских производителей дела обстоят далеко не так хорошо, как могло бы быть на фоне отсутствия конкуренции со стороны тех же немцев или японцев. Основной игрок нашего рынка – АвтоВАЗ — из всей широкой палитры модельного ряда продолжит пока отгружать дилерам лишь упрощенные модели Granta. Речь идет всего о нескольких тысячах машин, которые мгновенно поглощает дилерская сеть из почти трехсот салонов. В июле должны начаться поставки «оптимизированных» версий Niva Legend и Largus, но насколько масштабными они будут, пока неясно.
В свою очередь, УАЗ не может обеспечить дилерам нужное количество машин бестселлера Patriot. У ряда дилеров эти машины уже закончились. А бизнес они поддерживают за счет коммерческой ульяновской техники, в том числе благодаря давно устаревшим моделям «буханок» и «головастиков».
Разве что группа ГАЗ, которая хотя и оказалась с 25 мая под американскими санкциями, но на июль все еще прогнозирует сохранение 5-дневной рабочей недели на производстве. В июле можно ожидать выпуска 2-3 тысяч новых машин, что примерно вдвое меньше обычных значений для этого месяца.
Читайте также:
«Открытие Авто»: каждый шестой водитель в РФ имеет в собственности две машины в 2022 году
Другой важный сегмент рынка (китайских производителей) также пока не показывает бурного роста. Из 12 официально представленных в России чайна-марок относительно стабильными продажами автомобилей в дилерскую сеть отметились лишь Geely, Haval, Chery и Exeed. Причем, по словам авторитейлеров, проблемы с поставками апериодически дают о себе знать.
И если в июле 2021 года все «китайцы» реализовали в России порядка 9,6 тысячи новых машин, то в текущем году второй месяц лета едва ли сможет быть столь же «урожайным». Большая часть машин из Поднебесной у нас не имеет локального производства, а экспортируется. И в этой сфере есть проблемы. Июньской статистики экспорта еще нет, но по итогам мая в 2022-м он упал относительно того же периода прошлого года почти наполовину.
Есть и неразрешенные проблемы «параллельного» импорта. Дело в том, что в нынешнюю редакцию закона о таком ввозе товаров не включен пункт о том, что в ЭПТС не требуется согласие правообладателя. И даже если этот нюанс смогут вскоре поправить в нужном авторитейлерам русле, каналов поставки машин осталось немного.
Например, немало физлиц из Казахстана и Киргизии, которые помогают с завозом машин из этих стран, уже обеспечили себе контракты чуть ли не до конца текущего года. Кроме того, с целым рядом производителей дилерам порой «вручную» приходится договариваться о продлении ОТТС. Без этого машины в нашей стране законно тоже не продать. Многие импортеры в «параллельном импорте», естественно, не заинтересованы, а значит, не будут тратиться на продление ОТТС.
И наконец, ряд дистрибьюторов премиальных марок и «китайцев» продолжили платить дилерам переменное вознаграждение по итогам квартала. В разряд проданных по рапортам машин за апрель—июнь традиционно могли попасть те, которые будут реализованы лишь в июле и августе. Все это говорит о том, что в июле по официальной статистике рынок опять может провалиться. Продажи в 30-32 тысячи машин за месяц можно будет считать успехом, полагают эксперты.